ЧЕЛОВЕК В КОСМОСЕ

Великобритания

Владислав Гуща

Инженер-электронщик

В космос - нахаляву...

первый англичанин во вселенной !

В космос - нахаляву...
  • Участники дискуссии:

13
    75
  • Последняя реплика:

22 дня назад

Из этой заметки, вы узнаете — откуда в стране никогда на обладающей полноценной (пилотируемой) космической программой взялся роскошный Национальный космический центр набитый "отсталым" советским оборудованием и как можно ловко слетать в космос — за чужой счет...

В конце 80-х создалось впечатление, что в космосе побывали чуть ли не все представители социалистических стран восточной Европы и Азии. В 1978 на орбиту слетал Чехословацкий пилот Владимир Ремек, через несколько месяцев в космос отправился польский космонавт Мирослав Гермашевский, в том же году восточный немец Зигмуд Йен, годом позже болгарин Георгий Иванов, еще через год в космосе побывал венгр Фаркаш Берталан, в том же году вьетнамец Фам Туан и кубинец Тамайон Мендез, в 1981 в космос на Советском корабле полетел сын степей — монгол Жугдэрдэмидийн Гуррагчаа и румын Дорин Прунариу. Создавалось неприятное впечатление, что в космос летали уже все, только Англичане — никуда не летали...

Унизительную ситуацию попытались исправить весьма своеобразно.

В 1983 году в рамках реализации секретной программы "Скайнет", министерство обороны Великобритании начало формирование экипажа для вывода на орбиту первых двух спутников-шпионов серии "Скайнет 4 а/б", которые планировалось вывести в космос американским челноком "Шаттл" и 15 марта 1984 года, был утвержден экипаж в составе четырех человек. Беда правда заключалась в том, что не смотря на то, что все они родились в Англии, поданными Королевы они не являлись и имели гражданство США. Этот факт хоть и сильно мешал но тем не менее экипаж приступил к подготовке.

Запуск планировали на конец 1986, начало 1987 года но 28 января 1986 года на старте взорвался американский "Челленджер" и все пуски "Шатлов" отменили. Почти подготовленный экипаж, увы... так в космос и не слетал, однако ни этот факт ни отсутствие подданства Соединенного Королевства не помешал внести их в официальный список "британских астронавтов".

Болезненная нервозность по поводу отставания нарастала и требовалось найти какое-то решение, пока сложные геополитические процессы не подкинули блестящую идею. История умалчивает, кто именно стоял за консорциумом провозгласившим новаторский проект "Джуно" (Project Juno), который был создан для того, что бы в частном порядке собрать средства на полёт первого Британского астронавта.

Трагедия и хитрость заключалась в том, что с одной стороны правительство Великобритании официально отказалось от участия в этом космическом проекте, с другой испытывавшая трудности ранне-перестроечных времен Советская космонавтика, отчаянно выкручивалась за счет "космических туристов" которые за какие-то 20 млн. американских долларов могли на неделю слетать на Советскую космическую станцию "Мир".

Именно за эту идею зацепились организаторы проекта "Джуно" (Юнона), в надежде собрать средства на полёт первого Британского космонавта. Был организован сбор пожертвований, организованы лотереи и продажа эксклюзивных прав на освещение проекта. Параллельно с началом акции был объявлен набор кандидатов в звездный экипаж. Анкеты желающих слетать в космос шли со всей Англии и в конце концов из 13 тысяч претендентов, были отобраны всего четыре кандидата, ими оказались:

После отборочных туров по решению комиссии в предварительном отборе, остались всего два претендента которые отправились в "звездный городок" для прохождения подготовки, ими оказались майор авиации Тимоти Мейс и работница пищевой корпорации "Марс" — Хелен Шармен. Так же было принято решение пригласить и не попавших в отбор Смита и Брукса, которых планировали привлечь в качестве дублеров.

Подготовка набора уже подходила к концу, ничто казалось не предвещало сюрпризов как организаторы с Британской стороны проинформировали руководство звездного городка о том, что необходимая для полета сумма в 20 миллионов долларов — не собрана. Внезапно выяснилось, что в ходе акции были собраны не полные 7 миллионов фунтов, т.е. только треть (35%) от необходимой суммы. В этой связи "удивительно" и то, что в консорциуме проекта "Джуно" состояли такие крупные корпорации миллиардеры как British Aerospace, Memorex и Interflora для которых собрать необходимую сумму не составляло совершенно никакого труда и этот факт по сей день наводит на подозрение, что цель сорвать полет или осуществить его почти бесплатно — ставилась уже изначально в самом начале проекта "Джуно".

Это была катастрофа! В корабле и спускаемом аппарате уже были зарезервированы места, проведены все технические работы и тут такое. Так или иначе, но когда встал вопрос об отмене миссии, в дело вмешался главный прораб перестройки, большой друг Маргарет Тэтчер, генеральный секретарь М.С. Горбачёв давший распоряжение прокатить английских туристов "со скидкой" за счет СССР.

18 мая 1991 года, на борту корабля "Союз ТМ-12", в составе международного экипажа от земли оторвалась Хелен Шармен — первый космонавт-женщина Великобритании, работница пищевой корпорации "Марс" заваливший своей продукцией всю территорию разваливающегося СССР, но не давшего на полет ни копейки. На станции, Хелен провела 8 суток, за это время она провела серию не сложных научных экспериментов для образовательных учреждении Великобритании и уже 26 мая 1991, первый в истории британский космонавт покинул станцию "Мир" и вместе с составом 8-й экспедиции (В. Афанасьев, М. Манаров) на корабле "Союз ТМ-11" без приключении вернулся на матушку Землю.

В самой Британии мисс Шармен стала чуть ли не национальным героем, и вот... незаметно для всех, частный полёт за счет СССР каким-то загадочным образом стал — ГОСУДАРСТВЕННЫМ и уже в 2001 году спустя 10 лет после эпохального полета, в самом центре Англии, в городе Лестер была завершена постройка "Национального космического центра" (National Space Centre) который обошелся в 7,5 раз дороже самого полёта и стоил 52 миллиона фунтов, став национальной гордостью Британцев.

Центр напоминает лунную базу с огромным полупрозрачным куполом в котором в полную высоту размещены две АМЕРИКАНСКИЕ стратегические ракеты "Тор" и "Юпитер" до 1962 развернутые на стартовых позициях в восточной Англии.

Другое дело, что основная часть национальной экспозиции, посвящена полету Хелен Шармен и собрана из различных предметов и узлов Советской космической программы, на которых заботливо закрасили Советский флаг, нарисовав британский. После серии критических замечании, в том числе и моих, красный флаг все же появился на корабле "Союз" — его "вдруг обнаружили при реставрации" и восстановили, так же появилась надпись что это — "SOYUZ".

На табличке монумента "пионерам космоса" т.е. первому человеку в открытом космосе (фото выше где общий план), вдруг появилось маленькими буквами упоминание что первым в открытом космосе все же был Алексей Леонов, а не американец Эдвард Хиггинс. Холодная война понемногу отступает...

Ну а что касается Хелен Шармен, то сейчас она работает на химическом факультете лондонского Имперского колледжа, преподает. Получает награды и вспоминает свое необыкновенное звездное приключение которое случилось в далекой и холодной России. С таким трудом выученный русский язык — совсем забыла (я проверял). Не замужем.

Так и не полетевший в космос Тимоти Мейс, во время подготовки в звездном городке познакомился с дочерью от первого брака, Советского космонавта В.М. Жолобова (полет на "Союз-21" в августе 1976) и сделал ей предложение и женился. Брак увы вскоре распался. В сентябре 2014 Мейс скончался от онкологических осложнении.

первоисточник